Адаптация в детском саду. Советы психолога!
14.09.2023
АДАПТАЦИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ.
Первый поход в детский сад – необходимость, без которой не обойтись.
Во-первых, родители вряд ли могут себе позволить воспитывать малыша дома,
поскольку им нужно ходить на работу, во-вторых, только в детском саду он
получит достаточное количество общения со сверстниками и множество различных
знаний, которые разовьют его и подготовят к школе. Тем не менее для ребенка,
всю жизнь до этого бывшего практически неразлучным с мамой и домом, это
настоящее испытание.
Типы детей
Не отправлять ребенка в
детский сад слишком накладно, но можно хотя бы более точно определиться с датой
первого похода – пора ли сделать это уже сейчас или все же лучше еще немного
подождать. Самостоятельно оценить уровень готовности ребенка родители вряд ли смогут,
поэтому можно обратиться к психологу. Последние выделяют три
типа детей:
·
Хорошо адаптируемые. Если ваш малыш именно таков – значит,
повезло и вам, и ему. Обычно такие дети открыты и дружелюбны, поэтому быстро
заводят новые знакомства, сразу же располагая к себе окружающих. Они не боятся
новых ситуаций, если они не несут явной угрозы, поэтому в садике чувствуют себя
так же уверенно, как и в любом другом месте.
·
Средне адаптируемые. Такими можно назвать абсолютное большинство
детей. В детском саду в первый раз им будет страшно и неуютно, но это – только
в первый раз. Такой ребенок плачет в детском саду обычно только в первый день,
да и то – не весь, а лишь в первые пару часов. Дальше происходит адаптация –
малыш видит, что ему ничто не угрожает, и к нему хорошо относятся, потихоньку
начинает общаться с окружающими и понемногу становится здесь своим.
·
Плохо адаптируемые. Процент детей этого типа также
сравнительно невысок, но они способны очень усложнить жизнь своим родителям.
Они очень привязаны к маме и папе, и совершенно теряют уверенность в их
отсутствие и в незнакомой ситуации. Хуже всего то, что такой малыш не
привыкает, он одинаково сильно плачет, когда идет в садик впервые, и когда
числится там уже второй месяц. По определенным причинам ему сложно найти
друзей, что лишь усугубляет проблему.
Объективные причины
Вся описанная классификация
уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно
одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка
замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на
каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в
конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и
непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и
устранив такие причины. Вот на что стоит обратить
внимание:
·
Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том,
почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том
случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально
все. А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных
причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие
неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в
этом), третьи просто не желают слушаться чужих.
·
Иногда
причина плача кроется в не очень хорошем состоянии здоровья. Ребенок
мог всего лишь простудиться, но это уже насморк и головная боль. В подобной
ситуации и взрослые не слишком жизнерадостны, а ведь детям еще сложнее
переносить дискомфорт. При этом в любом детском саду складываются идеальные
условия для передачи любых инфекций – здесь много детей, у каждого из которых
иммунная система еще не окрепла.
·
Иногда
детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно,
что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому,
что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать
и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем
малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
·
Дети
очень сильно нуждаются в общении – в куда большей
степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя
настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере.
Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не
приуныть?
·
Причиной
острого нежелания посещать детский сад может оказаться поведение других детей. Не секрет, что дети – существа
довольно жестокие, просто потому, что они пока не осознают, насколько сильно
способны обидеть другого человека. Они могут дразниться и обзываться, но в
таком возрасте объект насмешек еще не умеет критически относиться к подобным
ситуациям и оставаться безразличным. Некоторые начинают обзываться в ответ или
даже бросаются в драку, а кто-то обижается, чувствует неприятие себя
коллективом и плачет.
·
Самое
забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду
провоцирует сама мама, приводящая малыша. Она очень сильно
переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под
присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое
волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют
подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря,
такое поведение мамы их откровенно пугает.
Чего нельзя делать
родителям в подобной ситуации?
Большинство родителей
искренне хотят, чтобы их ребенок не плакал от одного упоминания о садике, но их
методы достижения поставленной цели иногда откровенно удивляют. Не делайте некоторых вещей, которые могут усугублять проблему –
возможно, этого даже хватит:
·
Некоторые
психологи не советуют сдавать малышей в детсад в
возрасте 3-5 лет (именно тогда, когда в нашей стране это обычно
происходит), потому что на данном этапе происходит сложная переоценка детьми
окружающего мира и себя в нем. Они считают, что лучше уже сдать ребенка раньше
3 лет – так он быстрее адаптируется.
·
Если
ребенок уже пошел в садик и постоянно там плачет, не вздумайте ругать его за это. Во-первых, агрессия
испугает его еще больше и станет дополнительным поводом для слез, во-вторых,
поймите – он просто маленький и нуждается в защите.
·
Не стоит заставлять ребенка пообещать, что он больше не
будет плакать и
тем более бессмысленно потом апеллировать к тому, что он пообещал. Даже
взрослые далеко не всегда сдерживают свои сознательно данные обещания, а для
малыша этот ритуал – вообще полная абстракция, он пока не понимает его сути, а
может и попросту забыть. В конце концов, он же не потому плачет, что хочет вас
достать, а потому, что не может решить какую-то свою проблему, так что лучше бы
вы помогли ему в этом.
·
Ни
в коем случае нельзя высмеивать детские страхи, а
также не нужно жаловаться на данную проблему кому-либо в присутствии самого
виновника. В детсадовском возрасте он уже способен сравнивать себя с другими
детьми и для него очень важно чувствовать, что родители все равно любят именно
его, а тут старшие, оказывается, им недовольны.
·
Верх
родительской глупости – пугать малыша тем, что за постоянный
плач его оставят в детском саду навсегда. Этим вы создаете
четкую ассоциацию «детсад – это наказание», а кто согласится ни за что терпеть
наказание ежедневно, пусть и с перерывами на ночь?
·
Даже
не думайте оставлять ребенка дома просто потому, что он плачет и отказывается идти в садик. Если он не желает туда
попадать сегодня, то почему должен захотеть завтра? Его мнение могло бы
измениться, если бы он пошел туда и увидел, что там не так уж плохо, если же
причины нежелания вполне конкретные, пусть скажет о них прямо. Потакая слезам, вы просто разбалуете ребенка и потеряете над ним
контроль.
·
Дети
боятся, что родители, оставив их в саду, уже за ними не придут – разубедите
чадо в возможности такого развития событий, но не используйте слово
«скоро». Дети младшего детсадовского возраста имеют весьма
относительное представление о времени, тем более что раньше вы не оставляли их
одних надолго, так что «скоро» – это считаные минуты. Время идет, а мама все не
приходит – получается, не сдержала обещание. Значит, может вообще не прийти, а
это уже хороший повод поплакать.
Как помочь малышу в
адаптации?
Хотя многих нелепых попыток
решения проблемы следует избегать, есть способы действенно поспособствовать
тому, чтобы ребенок любого типа адаптации приобрел дополнительную уверенность и
самостоятельность. Это не решит проблему мгновенно, и малыш может плакать еще
два-три месяца, но при правильном подходе вы добьетесь поставленной цели
максимум через полгода, даже в самых тяжелых случаях (кроме наличия серьезных
внешних причин для слез). Итак, советы психолога:
·
Малыша
очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь
бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит
туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного
стресса.
·
Пройдитесь
по нескольким детским садам, в идеале – с малышом. Так и вы лучшее учреждение
подберете, и он получит возможность заранее составить мнение о предстоящем как
о чем-то нормальном, не являющемся проблемой.
·
пусть
изменения придут в жизнь ребенка постепенно. Если он привык долго спать и
большую часть времени сидеть дома, проведите репетиции – сначала просто будите
его в предполагаемое время, затем добавьте сборы, а дальше выводите его на
прогулки, которые однажды приведут прямиком в детский сад.
·
Если
вы сдаете малыша в садик довольно поздно, попробуйте словами объяснить ему, в
чем польза новых знакомств и круга общения. Не забудьте и о том, что обычно это
не дается в первый же момент, так что сначала надо немного потерпеть.
·
Чтобы
ребенок не думал, что его бросили, дайте ему четкую привязку к расписанию, дабы
он знал, что родители действительно не забыли о нем, просто еще слишком рано.
·
Пусть
малыш учится общаться с другими детьми заранее – хотя бы в той же песочнице.
Можно попробовать сымитировать ситуацию и дома, в ролевой игре по мотивам
детского сада.
·
Пусть
маленький возьмет с собой нечто привычное, дорогое своему сердцу. Лучше всего
подойдет, конечно же, любимая игрушка.
·
Постарайтесь
сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть
накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что
опоздаете на работу.
·
Демонстративно
дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его
оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Опять же, если карапуз
остается в хороших руках и его потом заберут, то почему мама плачет и не хочет
прощаться с маленьким? Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться
не может.
·
Вечерами
интересуйтесь состоянием дел ребенка. Самостоятельно проговорив свой день, он
сам поймет. что ничего плохого не произошло, а если такое повторяется изо дня в
день, то и нечего там бояться.