Система работы по формированию ЗОЖ детей младшего дошкольного возраста

Инновационный педагогический опыт воспитателя  МБДОУ детский сад № 32 Потаповой Надежды Ивановны

«Система работы по формированию ЗОЖ детей младшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Ныне эти проблемы поднимаются с особой остротой не только учеными, но и психологами, родителями, воспитателями.

Поэтому в связи с новым ФГОС (еще на стадии разработки проекта) большая роль отводится здоровью наших детей, нашего будущего. Предлагаются разные модели образования. Но главное – это ЗОЖ «Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя…» об этом писал еще В.А. Сухомлинский.

ЗОЖ не занимает пока первого места иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если станем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

У воспитанников с раннего возраста в детском саду следует воспитывать привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, ежедневным формам закаливания, двигательной активности, вырабатывать культурно-гигиенические навыки, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих.

Именно поэтому в нашем детском саду любая деятельность (игровая, досуговая, спортивная) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию привычек к ЗОЖ, а затем потребностей в нем. В детском саду на протяжении не одного десятка лет ведется физкультурно-оздоровительная работа одной из приоритетных задач совершенствования ЗОЖ у детей путем следующих направлений:

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- использование новых подходов в организации работы по охране жизни и здоровья детей;

- создание психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни ребенка.

Оздоровительная работа ведется по 3м направлениям:

- профилактическая работа;

- оздоровительная работа;

- закаливающие мероприятия.

Работа по формированию представлений и навыков ЗОЖ реализующая через все виды деятельности детей в детском саду.

Главной задачей воспитания детей младшего возраста является создание условий для сохранения и укрепления здоровья малышей, формирование у них необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Свой день малыши в группе начинают с утренней гимнастики, которая в холодный период проводится в зале, в летний – на улице.

К наиболее применяемым упражнениям утренней гимнастики – отношу разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте, с продвижением вперед, танцевальные движения, упражнения на внимание. Комплекс состоит из 5-6 движений, повторяющихся 4-6 раз. Все движения делаю вместе с детьми. В этом возрасте движения ребенка недостаточно координированы, устойчивы. Дети часто теряют равновесие, падают, им нелегко дается ходьба друг за другом, бег в паре, они быстро утомляются, особенно от однообразных движений, внимание у них неустойчивое.

В связи с особенностями организма ребенка раннего возраста гимнастика для таких детей должна характеризоваться разнообразием движений и использованием большого числа динамических упражнений. Для этих упражнений характерно чередование напряжения мышц и их расслабление, которое благоприятствует току крови, в связи с чем они менее утомительны. Особенно, если эти упражнения проходят в игровой форме.

Упражнения с использованием «Пальчикового бассейна». «Пальчиковый бассейн» - открытый резервуар, заполненный различными наполнителями: мелкими камешками, пуговицами, горохом, фасолью, крупой (гречкой, пшеном, рисом), песком, солью.

Основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Использую такие задания: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигурку по образцу». Игры: «Тесто», «Фасоль», «Пальцы играют» и т.д.

Проводятся и разучиваем такие игры: «Все ко мне!», «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Мышь и кот» и др. В этих играх дети учатся бегать, но по сигналу воспитателя «Домой, домой!», или «Кот идет!» дети возвращаются на свои места.

С детьми раннего возраста во IIполовине дня провожу занятия с использованием «Мягких модулей». Они предназначены, для ходьбы по ним, перешагиванию, проползанию через отверстия. «Модули» использую и для релаксации (особенно в адаптационный период). «Мягкие модули» имеют большое предназначение. Они помогают развивать и укреплять мелкую, среднюю и крупную моторику малыша, развивают согласованность движений рук и пальцев, сенсорную координацию. С их помощью развивается восприятие цвета, формы, дети строят несложные конструкции к сюжетно-ролевым играм; используют их в самостоятельных играх, учатся подпрыгивать, спрыгивать, так как движение-основной стимулятор жизнедеятельности организма человека.

После утренней гимнастики – следует выполнение культурно-гигиенических процедур, (мытье рук прохладной водой, организация своевременного питания и обучение культурно-гигиеническим навыкам во время приема пищи). Даже с такими маленькими детьми провожу 1-2 минутные беседы: «Как вести себя за столом»; «Хлеб-всему голова»; «Какие продукты нужно употреблять каждый день», «Разнообразная еда – нам нужна», «Какие продукты наносят вред организму» и др. Хотя мои «крохи» еще малы, но как, говорит известный японский деятель по раннему воспитанию и обучению МасаруИбука: «После трех уже поздно…», такие беседы не проходят даром.

По планированию НОД в области «Познание» много занятий посвящено теме: «Человек и его тело». С детьми раннего возраста сочиняю и рассказываю придуманные мной сказки: например «Жил был носик (показывается) он очень любил запахи, давайте понюхаем нарезанный лук, чеснок… (фитотерапия применяется). Ведь фитонциды – летучие особые вещества, убивающие вредные микробы. В этих сказках использую игрушки, кукольные персонажи из театра, иллюстрации книг. Такие занятия помогают детям знакомиться с частями своего тела и их предназначением; учат самостоятельности, приобщению к ЗОЖ.

На всех занятиях НОД и во всех режимных моментах использую частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучению материала и предупреждения утомляемости. Активно внедряю динамические паузы, танцетерапию, релаксацию, физминутки: например «Ветер дует нам в лицо…», «Руки подняли и покачали…» и многое другое. Также используются: гимнастика для глаз (рисование «носиком»); пальчиковая гимнастика: («Молоточки», «Колесики все крутятся…», «Замочек», «Капустка»); подвижные игры: («По ниточке», «Пузырь» и др).

Вовлекать малышей в движение стараюсь непринужденно, в игровой форме, используя разнообразные приемы подражательного характера:

- «Пробежали тихо, как мышки!»

- «Полетаем, как птички!»

- «Походим, как косолапый мишка с бочкой меда!»

- «Попрыгаем как лягушки-квакушки: ква-ква…».

Использую элементы логоритмики (это движения с речевым сопровождением). Они способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и в то же время правильному произношению. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, ЦНС, головной мозг. Учу дышать ребенка через нос. Глубокий, медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с раздражительностью.

Здоровый ребенок-это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели, бы видеть своего малыша крепким, выносливым, подвижным?

К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься.

Очень важно с раннего возраста научить ребенка ходить правильно, бегать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением. Поэтому ведется индивидуальная работа с родителями.

Используется дыхательная и звуковая гимнастика, цель которой научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (упражнения: «Плакса», «Гудок парохода», «Упрямый ослик» и др).

Хочу такой сайт

Слежу за правильностью осанки воспитанников. Провожу игры, направленные на повышение эмоционального состояния детей, что облегчает восприятие материала, тренирует мышцы лица (мимику).

Комплекс закаливающих процедур (воздушных, солнечных, водных) составляется с учетом состояния здоровья малыша, его физической подготовленности и тех возможностей, которыми располагает наш детский сад.

Использую следующие виды закаливания:

Тепловой и воздушный режим;

Одежда детей по сезону, а также соответствующему температурному режиму в помещении и на улице;

Контрастное обливание ног (в теплый период) по показаниям педиатра;

Регулярное выполнение гигиенических процедур;

Полоскание полости рта раствором морской соли;

Умывание, мытье рук прохладной водой;

Использование лампы Чижевского.

К средствам закаливания относится и сон в хорошо проветриваемом помещении перед сном.

Прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Потребность в кислороде более чем в 2 раза превышает потребность у взрослых.

На прогулке дети не только наблюдают, проводят опытно-экспериментальную работу, играют, двигаются, но и трудятся. Посильная работа требует определенных физических нагрузок. Основная работа ложится на костно-мышечный аппарат, что благотворно влияет на ЦНС, сердечно-сосудистуюсистему, органы дыхания, пищеварения, усиливаетобмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон. Например: уборка сухих листочков, веточек, выдергивание сорняков; расчистк4а дорожек от снега и многое другое.

Очень нравится использовать в работе с детьми «сенсорную дорожку» и «сухой бассейн» с детьми раннего возраста. Сенсорная дорожка для ног это кочки-мешочки с песком; кочки с пуговицами. Ходьба по таким предметам развивает тактильное восприятие, координацию движений, способствует профилактике плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по «сенсорной тропе» увлекательным и полезным (ходим в носочках), особенно в соревновательной игровой форме (проводится индивидуальная работа с детьми, у которых не получается что-то).

«Сухой бассейн» - предназначен как для активных игр, так и для релаксации или «места для уединения». Малыш может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, расслабиться. «Бассейн» используем и в НОД (по Сенсорному развитию) для восприятия цвета, формы; давая задание, например: «Спрячь ежика от волка», «помоги ежу собрать яблоки-муляжи красного цвета» и т.д.

При этом постоянный контакт тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект. В «бассейне» можно двигаться и делать различные упражнения, что способствует координации движения.

Большая работа ведется с родителями по формированию ЗОЖ. Это консультации, беседы, совместное творчество, анкетирование, опросы, родительские собрания. Неоднократно на такие собрания приглашалась администрация садика, медсестра и врач-педиатр. Большую помощь оказывает педагог-психолог на своих занятиях детям (релаксация, пальчиковая гимнастика, игры в период адаптации и т.д.).

Оформляются папки-передвижки на темы ЗОЖ, 1раз в 2 недели оформляется родительский уголок: (сменная печатная информация.)

Анализ работы по сохранению здоровья показал, что в группе значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические болезни.

Результатом всей физкультурно-оздоровительной работы по формированию ЗОЖ детей младшего дошкольного возраста является:

Сохранение двигательной активности в течении дня;

Утренняя гимнастика (ежедневно);

Физкультурные занятия (3 раза в неделю);

Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);

Прогулки с включением подвижных игр;

Оздоровительный бег (ежедневно);

Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

Физминутки и паузы (ежедневно);

Ходьба по массажным коврикам;

Спортивные досуги и развлечения (1 раз в месяц).

Мастер-класс

Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейного отдела позвоночника)

«Молоточки» - пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики и активизации словаря)

Физминутка «Упражнение повтори!» (развитие внимания, проработка мышц плечевого пояса)

«Всю неделю по-порядку» (зарядка для глаз).

«Как живешь?» (развитие средней моторики; формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу; развивать ощущение собственных движений)

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Отключить cookie можете в настройках браузера. Нажимая СОГЛАСЕН Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookie на нашем сайте  Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности. 

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».