Индивидуальная поддержка развития детей в семье
12.11.2025
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Главная цель педагогов дошкольного учреждения профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных задач:
-развитие интересов и потребностей ребенка;
-распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
-понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-воспитание уважения к детству и родительству;
-взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
-повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности
-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию
основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
-использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.
Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе
оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Педагоги дошкольного
образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.На практике это выражается в следующем:
-недостаточная информированность родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему свое-
временную необходимую помощь;
-неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
-собственные психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются
разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
-недостаточное взаимопонимание при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном из направлений деятельности
дошкольного образовательного учреждения. Педагогическую культуру родителей можно определить как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человече-
ский опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей; 2) знания о развитии, воспитании, обучении детей;
3) практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
4)осуществления воспитательной деятельности;
5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне подготовки.
Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти «язык доверия».
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответ-
ственности, а у педагогов – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной
на рассмотрении ребенка только в контексте семьи.
Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо
создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и
семья. Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой семьи. Общение будет
успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация воспитательного процесса,
результатом которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного образования дошкольников.
Семьи относительно воспитательного потенциала можно условно разделить на три группы:
1 Семьи с высоким воспитательным потенциалом
. Главная задача в работе с данной группой
родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной работе, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом. Можно отметить, что в этих семьях наиболее благополучные условия для воспитания детей дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся на уважении к личности ребенка и любви.
2 В работе с родителями со средним воспитательным потенциалом основной упор делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.
3 В работе с родителями с низким потенциалом семьи основная задача состоит в установлении
контактов семьи и ДОУ, формировании представлений о родительских обязанностях, повышении
педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений.
Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании,
образовании и развитии детей.
К профессиональным функциям современного педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие:
1) участие в педагогическом просвещении родителей;
2) регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осу-
ществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор ценностей при организации воспитательной среды. А также готовность родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1 Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается
сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.2 Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3 Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4 Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5 Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6 Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7 Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8 Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9 Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка -
важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10 Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.