Согласовано:
Утверждено:
протоколом № 2 педагогического
совета
заведующая МБДОУ детский сад № 32
МБДОУ детский сад № 32
Е.В.Пшеничная
"_27__" ноября 2017г.
«_27___» ноября 2017г.
Приказ от 37.11.2019 №310/1
Положение об Образовательной программе
Муниципального бюджетного дошкольного образовательной учреждения детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательноречевому направлению развития детей № 32 города Каменск-Шахтинский
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом «Об Образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, приказом № 1155 от 17.10.2013 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, УставомМ\ ДОУ.
1.2. Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) самостоятельно разрабатывает и
реализует образовательную программу на основе Примерной основной образовательной
программы дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г. №2/15),
основных общеобразовательных программ дошкольного образования, согласно условиям,
целям и задачам своей деятельности.
1.3. Образовательная программа ДОУ (далее Программа) принимается педагогическим советом
образовательного учреждения и утверждается приказом руководителя.
1.4. Образовательная программа ДОУ направлена на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на
основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
1.5. Освоение образовательной программы ДОУ не сопровождается
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
проведением
2. Цели и задачи Программы:
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в
дошкольном образовательном учреждении.
2.2. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей. Задачи:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей;
3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее
- преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования);
4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей;
8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
2.3. Структурные подразделения в одном учреждении (далее Группы) могут реализовывать
разные образовательные программы.
2.4. Образовательная программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
2.5. В Образовательной программе ДОУ определена продолжительность пребывания детей в
ДОУ, режим работы, предельная наполняемость групп.
3. Содержание и структура Образовательной программы ДОУ
3.1. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные
области):
- социально-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
3.2. В содержание Программы указываются аспекты образовательной среды:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми:
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
3.3. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для
реализации федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного
образования.
1) В Обязательной части раскрывается комплексность подхода, для обеспечения развития
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социальнокоммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом
развитии):
2) Часть формируемая участниками образовательных отношений
- представлена выбранными и/ или разработанными самостоятельно участниками
образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках
(парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной
работы, специфику национальных, социокультурных условий, традиции учреждения, группы.
3.4. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части,
формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%
3.5. Образовательная программа ДОУ содержит три основных раздела:
1. Целевой
2. Содержательный
3. Организационный
В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Целевой раздел состоит из:
• Пояснительной записки, в которой раскрываются цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации
Программы характеристики особенностей развития детей.
• Планируемые результаты освоения программы - конкретизируются требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной и части формируемой участниками образовательных
отношений
Содержательный раздел раскрывает общее содержание Программы, обеспечивающее
полноценное развитие личности детей и включает:
• Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, содержит перечень
используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
• Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
• Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей;
В содержательном разделе представлены:
• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• Способы и направления поддержки детской инициативы;
• Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
3.6. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в
Программу и содержит специальные условия, механизмы адаптации Программы,
использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции
нарушений их развития.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, включает распорядок и/ или режим дня, особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметнопространственной среды.
3.7. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она
оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть
представляется развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных.
3.8. Часть Программы формируемая участниками образовательных отношений может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую
ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений
парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
3.9. Рабочие учебные программы по образовательным областям разрабатываются в
соответствие с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования,
парциальными программами и с учетом регионального компонента.
4. Презентация Программы.
4.1. Дополнительным разделом Программы является текс ее краткой презентации.
4.2. Краткая презентация ориентирована на родителей (законных представителей) и
размещается на сайте ДОУ.
4.3. Структура Презентации:
• Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
• Используемые Примерные программы;
• Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
5. Механизм реализации образовательной программы
5.1. На заседании педагогического совета (август) рабочие программы принимаются и
утверждаются.
5.2. Руководитель утверждает по образовательному учреждению перечень учебных программ
и разрешает их реализацию в текущем учебном году. Основанием для приказа является
решение педагогического совета. Ответственность за работу педагогического совета и издания
приказа возлагается на руководителя дошкольного учреждения.
5.3. Учебно-методические комплекты (далее УМК), необходимые для организации
образовательного процесса выбираются педагогами ДОУ из Федерального перечня,
рекомендованного Министерством образования и науки РФ и региональными органами
управления образования. Вносятся в образовательную программу в виде замены модуля.
5.4. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) об использовании
УМК.
6. Сроки реализации Образовательной программы ДОУ
6.1. Образовательная программа ДОУ разрабатывается на срок не более 5 лет.
6.2. В ходе реализации Программы возможны изменения, вызванные технологизацией процесса
обучения, необходимостью обновления
содержания образования, внедрением новых методик. Ежегодно утверждаемые учебные
планы, программы, если они не меняют в корне концепцию и направленность дошкольного
образования, приоритетные направления образовательной деятельности, являются
дополнениями к образовательной программе.
7. Организация контроля за реализацией образовательной программы
7.1. Контроль выполнения учебных программ, программ дополнительного образования
педагогами и освоение их воспитанниками осуществляется заместителем заведующего в
соответствии с должностными обязанностями не менее двух раз в год и организуется в
соответствии с положением о системе мониторинга качества образовательного процесса.
7.2. Общее руководство реализацией образовательной программы ДОУ осуществляется
руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных
совещаниях, заседаниях педагогического совета.
7.3. Ответственность
администрацию ДОУ.
за
реализацию
образовательной
программы
возлагается
на
7.4. ДОУ несет ответственность, в установленном законодательством Российской Федерации
порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее
компетентности, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии
с учебным планом, качество образования выпускников ДОУ, а также за жизнь, здоровье
воспитанников, работников ДОУ.
7.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных
законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к учреждению и
осуществлению образовательной деятельности образовательное учреждение и его
должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок действия настоящего положения: до внесения изменений в законодательные акты,
регламентирующие организацию образовательной деятельности